Федорик
Олег Васильевич
Формирование системы управления зернопродуктовым подкомплексом
АПК
Специальность 08.00.05 -
экономика и управление народным хозяйством
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Воронеж
2000
Общая характеристика работы
Актуальность исследования.Функционирование >агропромышленного
комплекса в условиях углубляющегося аграрного кризиса, сопровождающееся
разрушением интеграционных и кооперационных связей между функциональными и
структурными элементами АПК, объективно обуславливают необходимость исследования целого ряда проблем, связанных с повышением
управляемости агропромышленным производством с учетом изменения внешних и
внутренних условий хозяйствования.
Стихийное развитие рынков сельскохозяйственной продукции и
материально-технического снабжения наряду с постоянно снижающимися
капиталовложениями в сельское хозяйство обусловили неустойчивое развитие
аграрных формирований. В тоже время приватизация предприятий
сельскохозяйственного машиностроения и инфраструктуры АПК без определения
устойчивых взаимосвязей с сельскохозяйственным производством и перерабатывающей
промышленности привели к усилению диспропорций развития сфер и отраслей
агропромышленного комплекса.
Отказ от государственной поддержки агропромышленного комплекса, разрушение
сложившегося хозяйственного механизма привели практически к полной потери
управляемости процессами функционирования агропромышленного комплекса.
Отсутствие механизмов государственного управления и регулирования стало угрозой
устойчивого функционирования как сельского хозяйства страны, так и других сфер
АПК.
Состояние
изученности проблемы.
Значительный вклад в разработку теории и концепций управления организациями внесли
западные экономисты Альберт М., Вейлл П., Гудштейн Л., Друкер П., Мескон
М., >Тейлор Ф., Хедоури Ф., Хейл Г., и др.
Вклад, в
разработку теоретических аспектов повышения эффективности управления и
функционирования социально-экономических систем в условиях кризиса внесли такие отечественные ученые как Абалкин Л., Балабанов
И., Баклаженко Г., Браславец М., Гатаулин А., Демченко А., Загайтов И., Зельднер
А., Крылатых Э., Кравченко Р., Курносов А., Кулик Г, Онищенко А, Лазовский В.,
Лоза М., Садовский В.,
Терновых К., Четверников Н., Шишкин А., Шутьков А., Хицков И. и др.
В то же время недостаточно изученными
остаются вопросы проектирования и формирования эффективной системы управления в
АПК и его отдельных подкомплексов, а> многие
теоретические и методические вопросы эффективного функционирования АПК в
современных условиях и управления его элементами остаются малоизученными и ряд
положений носит дискуссионный характер.
Актуальность и
недостаточная разработанность этих проблем послужили основанием для проведения
данного исследования.
Цель и задачи исследования.
>Цель исследования состоит
в том, чтобы на основе изучения производственно-экономического состояния
агропромышленного комплекса и сложившейся системы управления определить
направления восстановления управляемости и повышения эффективности
агропромышленной системы и разработать модель структуры системы управления зернопродуктовым
подкомплексом.
В соответствии с
поставленной целью были определены следующие задачи:
изучить особенности управления АПК в современных условиях;
рассмотреть и обобщить имеющиеся теоретические и методические
подходы к оптимальному проектированию и формированию системы управления агропромышленного
комплекса;
провести анализ современного состояния зернопродуктового
подкомплекса АПК и системы управления им, оценить состояние рынка зерна;
определить основные направления создания эффективной
системы управления зернопродуктовым подкомплексом;
разработать проект рациональной системы управления и
модель управляющей подсистемы в зернопродуктовом подкомплексе;
Предмет и объект
исследования. Предметом исследования
явились организационно-экономические отраслевые взаимосвязи и отношения.
Объектом исследования являются зернопродуктовый подкомплекс АПК России, АПК
Воронежской области, и системы управления им на различных уровнях.
Методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования
послужили труды отечественных и зарубежных ученых. В диссертации использованы
Указы Президента РФ, Постановления правительства, законодательные и нормативные
акты экономического характера, касающиеся проблем функционирования
агропромышленного комплекса.
Источником информации послужили
материалы Госкомстата, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской
Федерации, статистических органов областей ЦЧР, Воронежской области, результаты
наблюдений и другая информация.
В диссертационной работе
использованы абстрактно-логический, монографический, статистико-экономический,
и другие методы экономических исследований.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
уточнены подходы к определению целей развития социально-экономических
систем во взаимосвязи с их функциями;
обоснованы концептуальные подходы к формированию оптимального
состава зернопродуктового подкомплекса;
предложена методика проектирования рациональных структур
управления зерновым подкомплексом;
разработана модель управляющей подсистемы зернопродуктового
подкомплекса, являющаяся основой для восстановления управляемости агропромышленного
комплекса в целом;
Практическая значимость работы состоит в том, что содержащихся в ней теоретические,
методические и практические разработки, выводы и рекомендации позволяют
определить направления совершенствования государственного управления и
регулирования не только зернопродуктовым подкомплексом, но и агропромышленным
комплексом в целом.
Материалы диссертации используются при
изучении курса «Управление АПК», а так же в преподавании курсов «Менеджмент в
АПК» и «Маркетинг в сельском хозяйстве».
Апробация работы. Основные результаты исследований обсуждались на ежегодной
научной конференциях профессорско-преподавательского состава ВГАУ (1999 г., Воронеж)
научно-практической конференции студентов и аспирантов Мичуринской ГСХА (1998
г., Мичуринск), научно-практических конференциях молодых ученых и специалистов
ВГАУ (1998 г., Воронеж), юбилейной научно-практической конференции посвященной
50-летию экономического факультета ВГАУ (2000 г., Алексеевка). Основное
содержание диссертации отражено в 9 печатных работах, в том числе в монографии
«Зернопродуктовый подкомплекс АПК: проблемы функционирования и совершенствование
управления» объемом 11,2 п.л.
Объем и структура диссертационной
работы. Работа состоит из введения,
трех глав, выводов и предложений. Общий объем -165
страниц машинописного текста. Имеется 29 таблиц, 16 рисунков. Список
использованной литературы включает 144 наименования.
Основные положения диссертации,
выносимые на защиту:
1.>
Общие научные принципы определения целей функционирования
АПК как сложной социально-экономической системы;
2.>
Системные основы формирования состава
зернопродуктового подкомплекса;
3.>
Комплексная оценка функционирования зернопродуктового
подкомплекса АПК, состояния и тенденций развития его системы управления;
4.>
Концептуальные подходы построения эффективной системы
государственного управления подкомплексом;
5.>
Методические подходы к проектированию структур управления
в реформируемом АПК;
6.>
Модели организационной структуры управляющей подсистемы
зернопродуктового подкомплекса и рекомендации по совершенствованию
государственного управления в АПК.
Основное
содержание работы
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации,
рассматривается степень разработанности проблемы, определяются цель и задачи
исследования, формулируется научная новизна и показывается практическая
значимость работы.
В первой главе - «Теоретические и методические основы управления
агропромышленным комплексом» - рассмотрены особенности управления в АПК, содержание
основных задач менеджмента в системе управления, с точки зрения системного
подхода обоснованы вопросы определения структуры и целей функционирования АПК и
зернопродуктового подкомплекса.
Принято считать, что
организация системы представляет собой взаимодействие компонентов,
обусловленное строением системы и отражает как устойчивые, так и неустойчивые
компоненты и связи, тогда как структура - только устойчивые.
В связи с этим
определение формальной структуры агропромышленного комплекса и его
подкомплексов соответственно связано с необходимостью разделения организации
комплекса и структуры комплекса. Отчасти с этим связаны различные подходы и
разночтения в научной литературе в отношении определения сфер АПК, отраслевого
состава подкомплексов. Структура комплекса должна определятся функцией и целями
системы.
Агропромышленный комплекс как
объект управления представляет собой подсистему общественного производства и, следовательно
подчиняется общим законам его развития, однако он имеет наряду с общими
свойствами, присущие только ему особенности.
Подход
к изучению АПК как системы, образованию его подсистем в виде подкомплексов и в
частности зернопродуктового подкомплекса, необходимо основывать на исследования
сущности этих системы и их элементов, для того чтобы объективно разделить
элементы, являющиеся частью системы АПК и его подсистем, и элементы, являющиеся
частью среды.
В
диссертации отмечается, что критерий системности, согласно которому можно
определить элементы как входящие или не входящие в систему состоит в том, что
элементы образуют систему, если все они имеют друг с другом связи, обусловленные
их участием в реализации функции данной системы.
Функция системы выражает необходимость системы, ее назначение,
смысл существования, который задается системе извне - средой.
Цель выражает
внутренние "потребности" самой системы, тогда как функция - потребности
ее среды
Мы считаем, что главенствующая роль в системе принадлежит
не цели, а функции, поскольку именно от нее зависит сама возможность
существования системы: если функция не выполняется, влияние среды может быть
для системы разрушительным, в
то время как обратное верно не всегда - если система выполняет свою
функцию, не достижение цели, как правило, не несет непосредственной угрозы
разрушения.
Реализация
функций системы представляет собой функционирование (поведение) системы.
Результат функционирования систем определяется ее. Таким
образом, эффективность любой системы в том числе и зернопродуктового подкомплекса
определяется полнотой выполнения своих функций по отношению к среде, то есть
удовлетворения потребностей среды. Естественно, цель оказывает огромноевлияние, как на структуру, так и на поведение
системы, и наряду с функцией должна быть признана системообразующим фактором,
но при решающей роли функции.
Проводимые
реформы, изменение мирового баланса сил ставят перед агропромышленным
комплексом страны новые цели и задачи, поэтому необходимо определить признаки и
задачи АПК уточняющее вышеизложенные и учитывающее системный подход к его
исследованию.
Для более полного понимания сущности функционирования
АПК, по нашему мнению необходимо более конкретизировать определение АПК исходя
из понимания его как сложной системы.
На наш
взгляд в числе объективных функцией агропромышленного комплекса следует
выделить:
·
устойчивое обеспечение населения
страны продуктами питания и другими предметами потребления из сельскохозяйственного
сырья;
·
обеспечение
функционирования особой системы социальной инфраструктуры в местах размещения
предприятий агропромышленного комплекса.
Необходимо отметить, что управляющая подсистема имеет
свои функции и цели, которые могут быть отличны от целей самой системы и
определяются как внешней средой так и особенностью функционирования управляемой
подсистемой. По нашему мнению, основными целями агропромышленного комплекса
будет обеспечение продовольственной безопасности и обеспечение его устойчивого
и эффективного функционирования.
Выделение
функций и целей агропромышленного комплекса - основа для определения целей и
задач функционирования его подсистем (продуктовых подкомплексов, отраслей, региональных
АПК).
По нашему мнению, в настоящее время
наибольшее внимание должно быть уделено проблемам функционирования и повышения
эффективности зернопродуктового подкомплекса АПК и зернового рынка как его
системного элемента. Такая позиция обусловлена особой ролью этой подсистемы АПК
в обеспечении населения страны продуктами питания и животноводства концентрированными
и грубыми кормами.
По нашему мнению, рассматривать и определять направления совершенствования
функционирования зернового рынка как самостоятельного элемент экономики
неоправданно, поскольку нарушается принцип системности в исследовании социально-экономических
систем.
По нашему мнению рынок зерна является одной из подсистем зернопродуктового
подкомплекса поскольку он является логическим продолжением в цепочке
функционирования подкомплекса (рис.1.).
Место зернового рынка в процессе
функционирования зернопродуктового подкомплекса.
Рис.1.
Рынок зерна и зернопродуктов, по нашему мнению, реализует следующие
функции в зернопродуктовом подкомплексе:
является механизмом продажи-покупки зерна и продуктов
его переработки;
посредством его происходит перераспределение и
движение зерна между отраслями производства, хранения и переработки зерна;
в качестве обратной связи происходит движение финансовых
потоков к предприятиям отраслей производства переработки и хранения зерна,
которые в свою очередь будут направлены на рынки сельскохозяйственной техники,
технологического оборудования, нефтепродуктов и т. д.
Определение зернопродуктового подкомплекса, как сложной многоуровневой
системы, которая в свою очередь является подсистемой агропромышленного комплекса,
выявление его главных структурных элементов определяет направление и порядок
анализа его состояния, а также разработки мероприятий по повышению эффективности
его функционирования.
Во второй главе - «Развитие и современное состояние зернопродуктового
подкомплекса АПК РФ» - отмечается, что п>роцессы
реформирования агропромышленного комплекса и экономики страны в целом, не могли
не затронуть состояние непосредственно зернового производства, взаимосвязанных
с ним отраслей и сфер АПК.
История развития
зернового производства в России и СССР отмечена общей тенденцией медленного
повышения урожайности колеблющейся по годам и увеличения интенсификации производства
Анализируя современное состояния производства зерна
(1992-1998 гг.) в целом для всех зерновых культур можно отметить устойчивое
снижение валовых сборов и урожайности в течении всего исследуемого периода, и
только в 1997 году урожайность по некоторым зерновым культурам достигла уровня
1992-93 годов.. По основным продовольственным культурам (пшенице и ржи) валовой
сбор, составивший в 1992 году 50,1 млн. тонн, в 1998 году снизился до 30,3 млн.
тонн. Особенно существенно снижение валовых сборов озимой ржи с 13,9 млн. тонн
в 1992 году до 3,3 млн. тонн в 1998 году (на 10,6 млн. тонн). Так же почти в
три раза уменьшились валовые сборы ячменя, проса, зернобобовых, более чем в два
раза уменьшились валовые сборы гречихи и кукурузы.
Если в дореформенный период колебания
производства зерна были связаны в основном с изменениями природно-климатических
условий, то на сегодня это связано со снижением уровня интенсификации сельского
хозяйства.
Таблица1. Количество
основного оборудования на сельскохозяйственных предприятиях (на конец года,
тыс. ед.).
Показатели
|
1992г
|
1993г.
|
1994г.
|
1995г.
|
1996г
|
1998г*
|
Трактора**
|
1290,7
|
1243,3
|
1147,5
|
1052,1
|
966,1
|
856,7
|
Плуги
|
460,3
|
463,7
|
411,9
|
368,3
|
328,6
|
281,1
|
Культиваторы
|
541,6
|
494,5
|
449,4
|
403,5
|
359,6
|
310,0
|
Сеялки
|
582,8
|
554,0
|
504,0
|
457,5
|
414,1
|
361,2
|
Комбайны:
|
|
|
|
|
|
|
зерноуборочные
|
370,8
|
346,6
|
317,4
|
291,8
|
264,1
|
231,2
|
кукурузоуборочные
|
10,0
|
9,0
|
8,4
|
7,4
|
6,5
|
5,6
|
кормоуборочные
|
120,1
|
110,4
|
102,9
|
94,1
|
84,4
|
72,0
|
Опрыскиватели
|
69,5
|
62,9
|
54,4
|
46,3
|
38,7
|
29,5
|
Машин для внесения
минеральных удобрений
|
111,3
|
94,5
|
83,4
|
71,6
|
60,0
|
44,9
|
* По данным на 1-е
октября.
** Кроме тракторов с
установленным землеройным, мелиоративным и другим оборудованием.
Снижение уровня обеспеченности техникой,
увеличение нагрузки на трактора и комбайны, дороговизна удобрений и средств
защиты растений привело к ухудшению качества агротехнических работ и уменьшению
площадей возделывания, что не могло не сказаться на урожайности и объемах
производства сельскохозяйственных культур.
Одним из условий повышения устойчивости
зернового производства является использование средств химизации. В тоже время,
в Российской Федерации в среднем на один гектар пашни вносилось минеральных
удобрений в 1995 - 11,8 кг д.в., а в 1998 году -8,7 кг д.в., органических
удобрений соответственно 0,9 т/га и 0,5 т/га. Для сравнения в 1960 вносилось
12,2, в 1970-46,8, в1980-83,9, в 1990-97,5 кг д.в. минеральных удобрений соответственно,
что свидетельствует о недостаточном уровне химизации сельского хозяйства и
особенно сильном его снижении в последние годы.
Диссертантом подчеркивается важность в
современных рыночных условиях процессов хранения и транспортировки продукции. В
общем отмечается, что в процессе рыночного движения зерна (в 1999 году)
продавец или покупатель несли затраты на услуги элеваторов, различных
государственных служб и услуги железной дороги в размере 350-380 рублей на
тонну, и это без затрат на транспортировку до пунктов сдачи и хранения продукции.
Показатели функционирования отрасли
переработки зерновой продукции показывают ее неудовлетворительное состояние,
так по сравнению с 1992 годом в РФ снизилось производство хлеба и хлебобулочных
изделий на 51,2%, муки на 45,0%, круп на 54,6%, макаронных изделий на 50,5%.
Анализируя зерновой рынок как
необходимый элемент зернопродуктового подкомплекса, автор, отмечает приближение
в России отечественных цен на зерновые культуры в 1999 году к мировым. Прежде
всего, это связано с тем, что низкий валовой сбор зерна в 1998 году, при крайне
незначительных его запасах на конец сезона, обеспечил высокий уровень цен
товаропроизводителей на продовольственную пшеницу на внутреннем рынке страны.
Среди продовольственного зерна самый большой
рост цен отмечался по крупяным культурам, особенно по гречихе и рису, что
позволяет надеяться на увеличение рентабельности этих культур в текущем
сельскохозяйственном году. Цены товаропроизводителей на гречиху с начала года
выросли на 336 %, при росте оптовых на 139% и розничных – на 176 % на крупу
гречневую.
Закупочные цены на просо с начала года
выросли в 3,8 раза при росте оптовых в 2,5 раза и розничных – в 1,7раза. Самыми
низкими темпами росли цены на продовольственный овес и овсяные хлопья. Закупочные
цены на него с начала года выросли в 2,2 раза, при росте розничных цен в 1,4
раза.
На кормовое зерно самыми высокими
темпами в течение года росли цены производителей на кукурузу (в 4,5 раза), фуражную
рожь и овес (в 4 раза) и ячмень (в 3,36 раза). При этом цены на фуражную
пшеницу увеличились только в 2,3 раза, при росте цен на мягкую пшеницу в 3,3
раза.
По нашему мнению, результаты анализа
функционирования зернопродуктового подкомплекса и состояния зернового рынка
говорят об отсутствии действенного, единого регулирующего механизма, который бы
позволил оперативно реагировать на изменения происходящие, как на рынке зерна,
так и в других смежных отраслях АПК. Мы считаем необходимым восстановление управляемости
зернопродуктовым подкомплексом как подсистемы АПК на основе разработки системы
управления процессами, протекающими в зерновой отрасли и на рынке зерна.
В третьей главе - «Формирование системы управления зернопродуктовым
подкомплексом» - рассматриваются методические вопросы проектирования и построения
эффективной системы управления зернопродуктовым подкомплексом, и предлагается
модель организационной структуры управляющей подсистемы.
Государственное регулирование АПК подразумевает целенаправленное
воздействие на объекты социально-экономической системы с целью достижения ими
желаемого состояния на основе использования различных методов управления.
Однако государственное регулирование, как элемент экономической политики становится
действенным инструментом только в том случае, если четко определен механизм
воздействия государства на конкретные сферы или объекты в процессе общественного
производства, обмена, распределения и потребления.
В настоящее время в результате
разрушения механизма государственного управления, сложившегося в стране к концу
80-х годов, система управления агропромышленным комплексом как таковая
распалась. Государство, практически устранившись от управления и регулирования
сельским хозяйством и сконцентрировавшись в основном на вопросах формирования
федерального и региональных продовольственных фондов, создало условия, когда
значительное влияние на функционирование сельхозпроизводителей стали оказывать
различные коммерческие организации, занимающиеся закупкой сельхозпродукции и
материально-техническим снабжением в сельском хозяйстве.
Действительно, если главной целью
развития агропромышленного комплекса признать производство необходимого количества
продукции, гарантирующего продовольственную безопасность страны, и обеспечение
условий для ведения расширенного воспроизводства для всех предприятий
комплекса, то существующая система управления АПК должна быть признана неудовлетворительной
и требующей своего кардинального совершенствования.
В настоящее время Министерством
сельского хозяйства и продовольствия совместно с Правительством РФ предложена государственная
программа государственной политики стратегического развития агропромышленного
комплекса. Наиболее сильными сторонами этой программы, по нашему мнению
является определение верных целей развития, понимание и признание основных
направлений государственного регулирования и управления в АПК. Важным
представляется и понимание необходимости регулирования продовольственных
рынков, а также роли агропромышленного комплекса в обеспечении
продовольственной безопасности страны и усилении позиций государства на переговорах
по широкому спектру политических и экономических вопросов
В основе правительственной стратегии
развития АПК лежит принцип приоритетности развития отраслевых союзов, таких, например,
как «Зерновой союз» и др. Предполагается, что они станут основой для
восстановления эффективности производства и совершенствования механизма
регулирования рынков соответствующей продукции. Но предлагаемые авторами данной
концепции способы и методы ее реализации не гарантируют кардинального улучшения
положения АПК. Возникают серьезные опасения по поводу того, что реализация
предлагаемых в стратегии мероприятий, во-первых, приведет к формированию и
усилению олигополистических структур на рынках продовольствия и в отраслях
движения и хранения сельхозпродукции; во-вторых, как следствие - возникновение
монопсонии на рынке продовольствия, ущемление интересов производителей, новый
виток усиления диспропорций в АПК со всеми вытекающими последствиями.
Совершенствование
системы управления агропромышленного комплекса, ориентированное на
восстановление его управляемости, - одна из ключевых задач государства в
области аграрной политики, которая подразумевает построение рациональных систем
управления, адаптированных к современным условиям хозяйствования и охватывающих
все или большинство элементов различных сфер АПК.
На наш взгляд, возрождение
агропромышленного комплекса как единой системы, следует начинать не с функционально-отраслевых
и территориально-производственных структур АПК, а с отдельных подкомплексов, в
рамках которых можно будет формировать соответствующую функционально-отраслевую
структуру с выходом на конкретные территории и регионы. Такой подход позволит
сконцентрировать усилия на одном направлении, которое за счет повышения
эффективности одной или нескольких основных отраслей создать предпосылки роста
эффективности во всей системе агропромышленного производства.
В качестве такого
приоритетного направления, по нашему мнению, следует выбрать зернопродуктовый
подкомплекс. Такой выбор объясняется следующими причинами:
-
производство зерна в абсолютном
большинстве сельскохозяйственных предприятий является устойчиво рентабельным;
-
во всех хозяйствах (за исключением
узкоспециализированных) зерновые культуры имеют наибольший удельный вес в
структуре посевных площадей;
-
зерновое производство является
одной из наименее капиталоемких отраслей сельского хозяйства, что в условиях
дефицитности свободных финансовых ресурсов дает дополнительные преимущества при
выборе приоритетных направлений развития;
-
производство зерна является
основой кормовой базы таких важных отраслей животноводства как свиноводство и
птицеводство;
-
эффективное функционирование
зернового подкомплекса является неотъемлемым условием обеспечения продовольственной
безопасности страны.
Таким образом, на сегодняшний день,
именно этот подкомплекс является ключевым элементом в структуре агропромышленного
комплекса, и от его работы будет зависеть достижение целей функционирования АПК
как подсистемы общественного производства.
Для формирования и эффективного
функционирования зернопродуктового подкомплекса необходимо создание адекватной
системы управления им, которая будет реализована через обоснование и разработку
целого ряда структур, адаптированных к современным условиям хозяйствования.
На основе рассмотрения различных методов и подходов к
формированию эффективных систем управления, исследования особенностей
построения организационной структуры для крупных иерархических систем,
выявления проблем создания такой структуры для зернопродуктового подкомплекса
предлагается следующая схема проектирования управляющей подсистемы
зернопродуктовым подкомплексом АПК (Рис.2).
В качестве основных функций зернопродуктового подкомплекса
как подсистемы АПК, задаваемых внешней средой, предлагается выделять:
·
обеспечение населения
зерном, мукой, крупами, хлебобулочными, макаронными изделиями и др. продуктами
переработки зерна;
·
обеспечение отрасли
животноводства фуражным зерном, зерноотходами, комбикормами и побочной
продукцией;
·
обеспечение
промышленных предприятий сырьем: зерном и побочной продукцией.
Основной целью функционирования исследуемого подкомплекса
является устойчивое и эффективное развитие всех его элементов.
Система управления
зернопродуктовым подкомплексом должна реализовывать следующие основные цели:
-
создание системы
эффективного регулирования ресурсного обеспечения предприятий подкомплекса;
Схема проектирования управляющей
подсистемы
Рис. 2.
-
формирование механизма
регулирования объемов, ассортимента и качества производимого зерна и продуктов
его переработки;
-
восстановление интеграционных
связей производителей и переработчиков зерна с предприятиями отрасли хранения,
транспортного и сервисного обслуживания;
-
разработка
инструментария государственного регулирования рынка зерна и формирования
продовольственных фондов;
-
обеспечение
равноправных отношений между отраслями производства, хранения, переработки и
приоритетного развития зерновой отрасли сельского хозяйства;
-
координация кредитной,
инвестиционной и страховой деятельности в рамках подкомплекса, привлечение
денежных ресурсов и контроль за их использованием;
-
обеспечение защиты
подкомплекса от произвола естественных монополий и предприятий-монополистов;
-
создание системы
правового и нормативного обеспечения функционирования подкомплекса.
Реализация целей в полном объеме невозможна без воздействия государства
как регулятора и координатора макроэкономических процессов. Исходя из этого,
предлагаются следующие основные направления управленческого воздействия:
-
ресурсное обеспечение;
-
производство зерна;
-
переработка и хранение
зерна и зернопродуктов;
-
рынок зерна и
зернопродуктов;
-
естественные монополии
и предприятия-монополисты;
-
производственная
инфраструктура;
-
хозяйственный
механизм.
Выявленные направления регулирования деятельности зернопродуктового
подкомплекса и основные направления их реализации позволяют создать концептуальную
базу построения рациональной организационной структуры и структуры управления
исследуемого подкомплекса и разработки их графических моделей.
Предлагается в отличие от
существующей системы управления сельским хозяйством и структуры управления АПК,
существовавшей в конце восьмидесятых годов, создание на уровне правительства РФ
"Комитета по продовольственной безопасности", в задачу которого будет
входить регулирование производства продовольствия и обеспечения им страны. Под
его контролем должны находится все министерства и ведомства, выполняющие
функции государственного регулирования АПК. Одним из его основных подразделений
должен стать "Комитет по регулированию зернопродуктового
подкомплекса".
Рис.3. Структура Комитета по
регулированию зернопродуктового подкомплекса.
Целью функционирования подкомитета по ресурсному
обеспечению является создание системы снабжения предприятий подкомплекса
машинами, оборудованием, горюче-смазочными материалами, удобрениями и ядохимикатами.
Подкомитет по регулированию производства зерна ориентирован на координацию
деятельности предприятий второй сферы АПК в области обеспечения необходимых
объемов, ассортимента и качества товарного, фуражного и семенного зерна.
Обособление функций хранения и переработки зерна объективно обуславливает
образование Подкомитета регулирующего эти процессы. Обслуживая сферу обмена,
Подкомитет по управлению и регулированию рынка зерна и зернопродуктов призван
регулировать три основных направления: формирование федерального и
регионального фондов зерна; регулирование внутреннего рынка зерна и
зернопродуктов; проведение экспортно-импортных операций.
На основе использования государственных рычагов регулирования
макроэкономических процессов данный блок может стать действенным инструментом
регулирования рынков зерна и зернопродукции; движения и распределения зерна,
как между предприятиями, так и между регионами; а за счет использования
механизма регулирования цен на рынке зерна в определенной степени и
регулировать инвестиционные процессы в подкомплексе, путем корректировки
привлекательности вложений в ту или иную отрасль зернопродуктового
подкомплекса, в производство той или иной зерновой культуры и т.д.
Но даже развитие регулируемого рынка
зерна не позволит добиться кардинального решения задач, стоящих перед АПК в
целом и зернопродуктовым подкомплексом в частности, без соответствующего
государственного контроля над естественными монополиями. Основной задачей
Подкомитета по регулированию деятельности монополистов будет координация и
регулирование работы естественных монополий, отраслевых монополистов в доли их
влияния на подкомплекс и АПК в целом через контроль экспортных квот для
предприятий, поставляющих ресурсы предприятиям подкомплекса; участие в
регулировании тарифов и цен на продукцию предприятий-монополистов.
Подкомитет по производственной инфраструктуре ориентирован
на регулирование систем транспортного и сервисного обслуживания и координацию
деятельности строительных организаций.
Функциональное обособление элементов подкомплекса объективно
обуславливает формирование действенного хозяйственного механизма, позволяющего
адаптировать деятельность всех предприятий и организаций подкомплекса к современным
условиям функционирования. Эффективный хозяйственный механизм, позволяющий
подчинить единой цели все взаимосвязанные элементы, может быть реализован через
выработку и реализацию соответствующей финансово-экономической политики подкомлекса,
для чего предлагается создание Подкомитета по финансово-экономической политике.
Поскольку финансово-экономическая политика в подкомлексе не может рассматриваться
в отрыве от аграрной политики государства в целом, то данный подкомитет должен
тесно координировать свою работу с "Департаментом аграрной политики и
земельных отношений" Министерства сельского хозяйства и продовольствия.
Реализация предлагаемой системы управления позволит:
-
восстановить управляемость
зернопродуктовым подкомплексом;
-
обеспечить комплексный (системный)
подход к управлению агропромышленными формированиями и на основе этого развить
и усилить процессы регулирования агропромышленного комплекса в целом;
-
достигнуть уровня эффективности
функционирования зернопродуктового подкомплекса, обеспечивающего расширенное
воспроизводство;
-
регулировать производство
необходимого количества сельскохозяйственной техники и технологического
оборудования и снабжение ими непосредственных производителей.
-
обеспечить производство
продовольственного и фуражного зерна, продуктов его переработки в количестве
необходимом для обеспечения продовольственной безопасности страны;
-
на основе обеспечения
пропорционального развития сфер и отраслей АПК сгладить диспаритет цен между
сельскохозяйственной и промышленной продукцией, улучшить финасово-экономическое
состояние всех предприятий и организаций входящих, как в зернопродуктовый
подкомплекс, так и в другие подкомплексы и сферы агропромышленного комплекса
РФ.
-
на основе эффективного
регулирования процессов импорта - экспорта зерна и зернопродукции обеспечить
проведение политики максимального благоприятствования для отечественного
производителя, выйти на мировой продовольственный рынок и занять там достойное
место.
Выводы и предложения
1.
Основой устойчивого развития любой
системы является наличие и нормальное функционирование всех ее элементов.
Важным признаком социально-экономической системы является наличие в ней двух
элементов: управляющей и управляемой подсистемы. Реализация функций управляющей
подсистемы происходит путем использования организационного механизма менеджмента
2.
Агропромышленный комплекс, являясь сложной социально-экономической
системой должен быть признан важнейшим элементом национальной экономики,
основными целями функционирования которого по нашему мнению будут:
-удовлетворение потребностей населения на
уровне научно обоснованных норм в продуктах питания и предметах массового потребления
из сельскохозяйственного сырья;
-производство такого количества
сельхозпродукции соответствующего качества для создания резерва продовольствия,
который обеспечит продовольственную безопасность страны, т. е. независимости от
импорта основных продуктов потребления, особенно зерна, мяса, сахара, растительного
масла и др.;
обеспечение соответствующего уровня
эффективности агропромышленной системы;
удовлетворение экономических и социальных
потребностей и интересов работников сельского хозяйства.
3.
Отказ от государственной поддержки
агропромышленного комплекса, ломка сложившегося хозяйственного механизма
привели практически к полной потери управляемости процессов протекающих в АПК,
в то же время отсутствие механизмов государственного управления и регулирования
стало большой угрозой устойчивого функционирования как сельского хозяйства
страны, так и других отраслей АПК. Поэтому восстановление системы
государственного управления необходимое условие для возрождение агропромышленного
комплекса как единой системы и обеспечения его устойчивого функционирования.
4.
По нашему мнению, в качестве
приоритетного направления восстановления системы государственного управления и
регулирования следует выбрать зернопродуктовый подкомплекс. Анализ потребления
продуктов питания и использования кормов позволяет сделать вывод о том, что
зернопродуктовый подкомплекс является важнейшей подсистемой АПК, он во многом определяет
продовольственную безопасность страны и должен быть признан приоритетным
направлением государственного регулирования и стратегического развития.
5.
Сложность проектирования и
формирования организационной структуры зернопродуктового подкомплекса определяется
целым рядом факторов, к основным из которых следует отнести: полное отсутствие
такой структуры или аналогичных ей; не возможность при ее построении
методик, используемых для отдельных предприятий, что связано как с
несовместимыми масштабами, так и с принципиально разными функциями этих систем;
необходимость восстановления в значительной мере государственной системы
управления, которая имеет определенные отличия от системы управления
коммерческими организациями.
6.
Для формирования и эффективного
функционирования зернопродуктового подкомплекса необходимо создание адекватной
системы управления им, которая будет реализована через разработку целого ряда
структур, адаптированных к современным условиям хозяйствования. Под структурой,
в данном контексте, понимается строение, единство устойчивых взаимосвязей между
элементами, форма организации системы. Определяющим элементом структуры
выступают связи - отношения, имеющие многогранное и многоаспектное содержание.
7.
Разработанные «дерево целей» и
модель организационной структуры системы государственного управления зернопродуктовым
подкомплексом на основе комплексного подхода и предлагаемая организационная
структура является формальным выражением системы управления и является основой
для построения структуры управления подкомплексом, она охватывает все основные
элементы производственной и функционально- отраслевой структуры подкомплекса, а
также зерновой рынок.
8.
В свою очередь реализация целей и
задач системы управления зернопродуктовым подкомплексом позволит:
на основе создания системы управления и разработки организационной
структуры восстановить управляемость зернопродуктовым подкомплексом;
обеспечить комплексный (системный) подход к управлению
агропромышленными формированиями и на основе этого развить и усилить процессы
регулирования агропромышленного комплекса в целом;
достигнуть эффективности функционирования зернопродуктового
подкомплекса на уровне обеспечивающем расширенное воспроизводство;
обеспечить производство необходимого количества сельскохозяйственной
техники и технологического оборудования и снабжение ими непосредственных
производителей.
обеспечить производство продовольственного и фуражного
зерна, продуктов его переработки в количестве необходимом для обеспечения
продовольственной безопасности страны;
на основе обеспечения пропорционального развития сфер
и отраслей АПК преодолеть диспаритет цен между сельскохозяйственной и
промышленной продукцией, улучшить финансово-экономическое состояние всех
предприятий и организаций входящих, как в зернопродуктовый подкомплекс, так и в
другие подкомплексы и сферы агропромышленного комплекса РФ.
на основе эффективного регулирования импорта и
экспорта зерна и зернопродукции обеспечить проведение политики максимального
благоприятствования для отечественного производителя, выйти на мировой
продовольственный рынок и занять там достойное место.
По теме диссертации
опубликованы следующие работы:
1.
Значение организации
машинно-технологических станций в преодолении кризиса в АПК.//Проблемы и
перспективы развития АПК в условиях рыночных отношений: Тез. докл. 50-ой
научной конференции студентов и аспирантов. –Мичуринск 1998 (в соавторстве) 0,1
п.л.
2.
Оценка управленческих кадров в
системе управления персоналом.// Актуальные проблемы отечественного
менеджмента: Материалы научной конференции. –Воронеж: ВГАУ, 1998 0,1 п.л.
3.
Концептуальные подходы к восстановлению
управляемости зернопродуктовым подкомплексом АПК./ Кооперация, интеграция и
управление в АПК: материалы научно-практической конференции. –Воронеж: ВГАУ,
2000 (в соавторстве ) в т. ч. автора 0,2 п.л.
4.
Квалификация управленческого
персонала сельхозпредприятий Воронежской области.// Высшая школа и проблемы
научного обеспечения агропромышленного комплекса: Материалы научной
конференции. -Мичуринск, МГСХА, 1998 (в соавторстве) 0,1 п.л.
5.
Управленческий персонал: роль и
значение в антикризисном управлении./ Материалы юбилейной научно-практической
конференции. –Воронеж, ВГАУ 1998 (в соавторстве) 0,1 п.л.
6.
Методические подходы к разработке
организационных структур социально-экономических систем./ Кооперация,
интеграция и управление в АПК: материалы научно-практической конференции. –Воронеж:
ВГАУ, 2000 (в соавторстве ) в т. ч. автора 0,1 п.л.
7.
Зарубежный опыт регулирования
агропромышленных формирований./ Кооперация, интеграция и управление в АПК:
материалы научно-практической конференции. –Воронеж: ВГАУ, 2000 0,2 п.л.
8.
Анализ состояния рынка зерна./
Кооперация, интеграция и управление в АПК: материалы научно-практической
конференции. –Воронеж: ВГАУ, 2000 (в соавторстве ) в т. ч. автора 0,1 п.л.
9.
Некоторые проблемы хранения и
движения зерна./ Кооперация, интеграция и управление в АПК: материалы
научно-практической конференции. –Воронеж: ВГАУ, 2000 (в соавторстве ) в т. ч.
автора 0,1 п.л.
10.
Зернопродуктовый подкомплекс АПК:
проблемы функционирования и совершенствование управления. –Воронеж.: ВГАУ, 2000
( в соавторстве) в т. ч. автора 5,6 п.л. |