Ломакин Сергей
Валериевич
Информационное обеспечение управления
земельными ресурсами на региональном уровне
Специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОТЫ
Актуальность
исследования.
Ключевой задачей решения проблемы продовольственной безопасности России
является устойчивый рост эффективности производства в предприятиях АПК.
Неуклонное падение производственного потенциала сельскохозяйственных
производителей, характерное для последних лет, привело к значительному снижению
отдачи основного ресурса, на котором базируется вся аграрная сфера - земель сельскохозяйственного
назначения. Именно поэтому совершенствование системы управления земельными
ресурсами на всех уровнях регионального АПК является актуальной проблемой,
требующей своего разрешения на основе использования новых информационных
технологий.
Применяемое в настоящее время информационное
обеспечение управления земельными ресурсами лишь частично удовлетворяет
предъявляемым требованиям. Имеющиеся информационные системы функционируют
только в крупных административных центрах и специализируются на ведении
городского кадастра. Учет земель сельскохозяйственного назначения при помощи
информационных систем практически не ведется. Дискуссионными до сих пор
остаются вопросы, связанные с концепцией создания единого информационного пространства
АПК.
Проблемам совершенствования управления земельными
ресурсами посвящены исследования многих ученых: Буздалова И.Н.,Варламова
А.А., Загайтова И.Б., Заплетина В.Я.,
Комова Н.В., Лойко П.Ф., Милосердова В.В., Пошкуса И., Родина А.З., Сагайдака
Э.А.,Хлыстуна В.Н., Шишкина А.Ф., Шутькова А.А.,..и др. Информационные аспекты
данной проблемы и вопросы оптимального использования земли нашли отражение в работах
Барановского Н.Т., Браславца М.Е., Волкова С.Н., Гатаулина А.М., Ильченко А.Н.,
Кравченко Р.Г., Крылатых Э.И., Курносова А.П., Семенова М.И. и др.
Однако, специфичность каждого из этих направлений и
некоторая их оторванность друг от друга привели к тому, что основное внимание
исследователей акцентировалось лишь на какой-либо одной стороне проблемы без их
комплексной увязки.
Актуальность и недостаточная разработанность этих вопросов
послужили основанием для проведения данного исследования.
Цель и задачи
исследования.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изучения теоретических и
методических вопросов информационного обеспечения управления земельными
ресурсами, анализа современного состояния и использования земельного фонда,
методами информационного и экономико-математического моделирования обосновать и
разработать проект информационной системы, позволяющей совершенствовать
процессы управления земельными ресурсами и оптимизировать их использование.
В соответствии с целью исследования были определены
следующие задачи:
- исследовать сущность, содержание и особенности
земельных ресурсов как объекта управления;
- рассмотреть возможности автоматизации
информационных процессов как фактора повышения эффективности управления
земельными ресурсами;
- изучить современное состояние информационного
обеспечения землеустроительной службы региона и функциональные возможности
используемых информационных систем;
- с целью определения тенденций эффективности
использования земельного фонда Воронежской области провести анализ изменений
его состава и структуры;
- разработать проект системы информационного
обеспечения землеустроительных органов областного и районного уровней;
- методами экономико-математического моделирования
обосновать оптимальный вариант размещения посевов сельскохозяйственных культур
по технологическим участкам севооборотов;
- провести оценку эффективности использования
информационной системы по управлению земельными ресурсами.
Объекты и
методы исследования. Объектами исследования являются земельный фонд Воронежской области
и процессы управления земельными
ресурсами. В диссертационной работе использованы абстрактно-логический,
монографический, статистико-экономический, экономико-математический и другие
методы экономических исследований.
Теоретической
и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых.
В диссертации использованы Указы Президента РФ, Постановления правительства,
законодательные и нормативные акты экономического характера, касающиеся проблем
управления земельными ресурсами АПК России.
Источником информации явились материалы Госкомстата,
Госкомзема, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской
Федерации, статистических и землеустроительных органов исследуемой области,
результаты наблюдений, другая информация.
Разработанный проект информационной системы
управления земельными ресурсами регионального АПК был реализован с помощью
системы поддержки программных разработок Clarion. Экономико-математические
задачи оптимизации использования земельных ресурсов были реализованы на ПЭВМ с
помощью пакета прикладных программ LP. При обработке аналитического материала и
оформлении работы применялись пакеты прикладных программ Excel, Word и др.
Научная
новизна исследования заключается в следующем:
- на основе анализа существующего информационного
обеспечения землеустроительных органов Воронежской области определен
рациональный состав информационного фонда системы управления земельными
ресурсами;
- предложены способы интеграции системы управления
земельными ресурсами в единое информационное пространство регионального АПК,
позволяющие повысить эффективность деятельности его структурных единиц;
- разработаны требования к информационному
обеспечению управления земельными ресурсами и функциональным возможностям
проектируемых информационных систем;
- разработан и реализован проект автоматизированной
системы управления земельными ресурсами административного района;
- разработаны методика моделирования динамического
изменения структуры посевных площадей и экономико-математическая модель по
оптимизации дифференцированного размещения сельскохозяйственных культур по
рабочим участкам.
Практическая
значимость работы. Практическое значение работы состоит в том, что содержащиеся в ней
теоретические, методические и практические разработки, выводы и рекомендации
позволяют не только более качественно удовлетворить информационные потребности
органов земельного управления, но и повысить эффективность использования земель
отдельными землепользователями. Материалы диссертации применяются в
преподавании курса "Моделирование производственных систем в сельском хозяйстве"
при изучении вопросов оптимального использования земельных ресурсов и курса
"Автоматизированные системы обработки экономической информации" при
рассмотрении проблем проектирования автоматизированных информационных систем.
Апробация
работы. Основные
результаты исследований обсуждались на международной научно-практической
конференции (1995 г.)., региональной научно-практи-ческой конференции
Черноземье - 94, научно-практической конференции ВГАУ (1998 г.)., научных
конференциях профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и
аспирантов ВГАУ (1993 - 1997 г.г.)., научно-практической конференции молодых ученых
и специалистов ВГАУ (1997 г.), научной конференции студентов и аспирантов Мичуринской
ГСХА (1998 г.). Основное содержание диссертации отражено в 15 печатных работах.
Разработанная информационная система управления земельными ресурсами внедрена в
землеустроительных комитетах Рамонского и Острогожского районов Воронежской
области, Миллеровского района Ростовской области, Хлевенского и Задонского районов
Липецкой области. В Миллеровском районе Ростовской области данная система эксплуатируется
с 1991 года, а областной комитетом по земельным ресурсам и землеустройству
Липецкой области рекомендовал ее для использования во всех районах области.
Объем и
структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов
и предложений, изложена на 138 страницах машинописного текста, содержит 18 таблиц, 3 рисунка и 5 приложений.
Список использованной литературы включает 131 наименование.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается
актуальность темы диссертации, показывается
степень разработанности проблемы, определяются цель и задачи
исследования, формулируется научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе - "Теоретические и
методические основы информационного обеспечения управления земельными ресурсами"
- исследованы вопросы сущности и содержания земли как ресурса, истории развития
земельных отношений; механизм управления земельными ресурсами; рассмотрены
возможности автоматизации информационных процессов как фактора повышения
эффективности управления земельными ресурсами; изучены современное состояние
информационного обеспечения землеустроительной службы региона и функциональные
возможности используемых информационных систем.
Агропромышленный комплекс как объект управления
представляет собой подсистему общественного производства и, следовательно,
подчиняется общим законам его развития. Вместе с тем, важнейшей отраслью АПК
является сельскохозяйственное производство, которое наряду с общими свойствами
имеет свои, присущие только ему, объективные особенности. Они обусловлены, в
первую очередь, использованием в процессе производства такого специфического
фактора как земля, которая, по словам К. Маркса, является не только предметом
труда, но и основным средством производства. В отличие от других средств
производства она при рациональном ведении хозяйства не только не изнашивается,
а наоборот, улучшается, повышает свое плодородие.
Составляя ресурсную основу сельскохозяйственного
производства, земля является объектом земельных отношений, сущность которых заключается,
прежде всего, в отношениях между различными субъектами по поводу присвоения,
владения, пользования, распоряжения землей и управления земельными ресурсами. К
ним относятся также отношения по поводу воспроизводства свойств земли,
плодородия почвы и т.п. Субъектами земельных отношений является государство с
его различными органами, организациями и учреждениями, предприятия и
организации материального производства и непроизводственной сферы, различные
учреждения рыночной инфраструктуры, предприниматели, отдельные работники,
жители.
Опыт реформирования аграрных предприятий позволяет
утверждать, что смена организационно-правовых форм хозяйствования сама по себе
не может обеспечить рост эффективности производства. При этом реализация идеи
превращения крестьян в собственников земли через наделение их земельными долями
не вызвала повышения заинтересованности работников в результатах коллективного
труда.
Наиболее дискуссионным в проблеме земельных
отношений является вопрос о земле как об объекте "купли-продажи". На
наш взгляд, земля как объект хозяйствования не исключает развитие земельного
рынка, но не рынка как такового в его полном объеме, а рынка прав владения,
пользования и аренды, который требует своих структур, механизмов учета движения
земельных ресурсов и управления ими, строгого определения прав и
ответственности земельных пользователей.
Земля как объект собственности в силу ее
потенциально высокой цены становится практически не доступной широкому кругу
землепользователей. В то же время как объект хозяйствования земельные участки
более привлекательны, поскольку арендная плата (в любой обоснованной системе
арендных отношений), составляет лишь часть годового дохода, а аренда земли не
требует значительных разовых вложений в ее приобретение. И не случайно, в
мировой системе земельных отношений роль аренды (и без того господствующая)
неуклонно растет.
По нашему мнению, российскую земельную политику
следует подчинить не решению задачи повсеместного изменения форм земельной
собственности, а формированию комплекса факторов, обеспечивающих сохранность
земель, их эффективное использование. Мы согласны с устоявшимся мнением, что у
земли должен быть хозяин. Но в нашем понимании, хозяин - это не обязательно
субъект института частной собственности. Эффективное производство на землях
сельскохозяйственного назначения в широкой практике ведется и без частной
собственности, что подтверждает опыт стран с развитым арендным
землепользованием. В связи с этим первоочередное внимание следует уделять не вопросам
собственности на землю, а проблемам совершенствования управления земельными
ресурсами.
Управление земельным фондом представляет собой
распорядительную деятельность соответствующих государственных органов,
направленную на обеспечение рационального использования и охраны единого
земельного фонда страны. В обеспечении рационального использования и охраны
земельного фонда помимо государственного управления существенное значение имеет
также внутрихозяйственное управление им, которое можно рассматривать как
неотъемлемый элемент государственной системы управления земельным фондом.
Являясь объектом управления, земельные ресурсы, в
свою очередь, влияют на функции управления этими ресурсами, определяют состав и
объем информации, необходимой для управления ими. Так, содержание многих
функций управления сельскохозяйственным производством и организационной
структуры управления изменяется в зависимости от таких свойств земли, как
размер, протяженность, конфигурация землепользований, поскольку земля в
сельскохозяйственном производстве выступает в качестве пространственного
базиса. Например, организационная структура управления сельскохозяйственным
предприятием во многом определяется структурой земельных угодий, от которой
зависит специализация хозяйства и объемы производства, а трансформация земель,
их отчуждение или освоение новых площадей, разбросанность землепользования,
изрезанность территории оврагами, балками и т.д. влияет на количество
структурных подразделений.
Наряду с этим управление земельными ресурсами
невозможно без владения достоверной информации о качественной характеристике
каждого конкретного рабочего участка, его биологическом и экономическом
плодородии, поскольку игнорирование или неправильная оценка их потенциальных
возможностей может свести на нет результаты планирования, которое является
одной из основных функций управления.
Регулирующая функция управления земельными ресурсами
наиболее ярко проявляется в дифференцированном доведении плановых заданий до
структурных подразделений землепользователей; при оценке их деятельности; при
перспективном переустройстве и реорганизации хозяйств; при распределении
единого государственного земельного фонда между отраслями народного хозяйства.
Основным инструментом регулирования земельных ресурсов должна быть теория
ренты, обеспечивающая объективный дифференцированный подход не только к
предоставлению и использованию земли, но и к налогообложению результатов
деятельности на ней.
Процессы управления, по своей внутренней сущности,
являются информационными процессами, то есть единые для всех систем свойства
управления основаны на наиболее общих законах получения, хранения,
преобразования и передачи информации. Таким образом, управление представляет
собой процесс, в ходе которого управляющая система получает информацию об
объекте управления и состоянии внешней среды, накапливает эту информацию и
перерабатывает ее в управляющие воздействия, которые передаются объекту
управления.
Эффективность управления в определяющей степени
зависит от качества его информационного обеспечения. Поэтому создание целостной,
эффективной и гибкой системы управления невозможно без комплексной
автоматизации сбора информации, ее регистрации, передачи, хранения, переработки
и доведения выработанных решений до объектов управления. Для этого необходим
комплекс технических и программных средств, позволяющий автоматизировать
информационные процессы, возникающие при управлении как
социально-экономическими системами в целом, так и их отдельными ресурсами. Системный
подход к управлению предполагает использование такого комплекса в рамках автоматизированных
информационных систем.
При проектировании информационной системы по
управлению земельными ресурсами были учтены следующие требования:
- функционирование на основе документов о правовом
статусе и режиме использования земель, их количественных и качественных
характеристиках, а также кадастровых карт и планов;
- единство принципов и методов ведения
государственного земельного кадастра, унификация кадастровых номеров, система
земельно-кадастровых документов;
- использование сетей электронной связи между
звеньями системы различных уровней;
- возможность оперативного представления информации
о земельных ресурсах органам власти и управления;
- обеспечение информационной совместимости с Единым
государственным реестром прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с
информационными системами других ведомств, на основе использования единой
общегосударственной системы идентификации земельных участков, использования
единых классификаторов, кодов, форматов обменных файлов;
- возможность наращивания мощности системы и ее
развитие с использованием современных информационных технологий;
- защита информации от несанкционированного доступа
посторонних лиц и ее дублирование на различных носителях при авариях;
- работа каждого из уровней системы в локальных
сетях ЭВМ;
- возможность использования информационного фонда
системы для решения прикладных задач эффективного использования земельных
ресурсов.
В целом же информационная система управления
земельными ресурсами должна быть составляющим звеном единого информационного
пространства регионального АПК и обеспечивать информационную базу задач
повышения эффективность деятельности его структурных единиц.
Во второй
главе -
"Состояние и использование земельных ресурсов Воронежской области" -
исследуются состав и структура земельного фонда, распределение земельных
ресурсов по категориям земель и землепользователям, качественное состояние
земель, сложившаяся система земельных отношений, тенденции использования земель
сельскохозяйственного назначения.
Общая площадь земель сельскохозяйственных
предприятий, организаций и граждан Воронежской области на 1 января 1998 года
составила 4007 тыс.га. В сравнении с данными по состоянию на 1 ноября 1990 года
она уменьшилась на 615.1 тыс.га. Уменьшение площадей в составе земель произошло
за счет передачи земель в период проведения земельной реформы в ведение местных
органов власти, а также за счет перераспределения между другими категориями в результате отвода земельных участков для
различных нужд.
Пахотные земли сельскохозяйственных предприятий
составили в 1997 году 2901.3 тыс. га, тогда как в 1990 году их площадь была
3123.3 тыс. га. В основном, уменьшение пашни вызвано переводом ее в другие виды
угодий а также в результате отвода пашни под закладку лесополос, для несельскохозяйственных
и других нужд.
Проведенный анализ эффективности использования
земельных ресурсов позволил выявить в качестве основных причин ее снижения
устойчивое сокращение площадей посевов сельскохозяйственных культур и нарушение
научно-обоснованных требований к насыщению севооборотов отдельными культурами
или группами культур.
Таблица 1
Динамика и структура посевных площадей в
сельскохозяйственных предприятиях Воронежской области
Сельскохозяйственные
культуры
|
1990 г.
|
1995 г.
|
1996 г.
|
1997 г.
|
га
|
%
|
га
|
%
|
га
|
%
|
га
|
%
|
Зерновые
|
1438
|
50.4
|
1367
|
56.3
|
1362
|
59.9
|
1392
|
63.3
|
Подсолнечник
|
212
|
7.4
|
279
|
11.5
|
280
|
12.3
|
291
|
13.2
|
Сахарная свекла
|
202
|
7.1
|
152
|
6.3
|
154
|
6.8
|
151
|
6.9
|
Картофель и овощи
|
24
|
0.8
|
5
|
0.2
|
3
|
0.1
|
3
|
0.1
|
Кормовые и прочие
|
980
|
34.3
|
624
|
25.7
|
474
|
20.9
|
361
|
16.5
|
Всего посевов
|
2856
|
100.0
|
2427
|
100.0
|
2273
|
100.0
|
2198
|
100.0
|
Удельный вес посевов в площади пашни, %
|
|
91,4
|
|
83,6
|
|
77,5
|
|
75,8
|
Исследования динамики и
структуры посевных площадей выявили опережающие темпы их сокращения по
отношению к темпам сокращения площади пашни. Так, если площадь пашни
сократилась за анализируемый период на 7.1%, то посевные площади - на 23%. В
1997 году более 24% пашни не использовалось под посевы.
Проявилась четкая тенденция перенасыщения
севооборотов товарными, но менее трудоемкими и фондоемкими культурами. Удельные
веса зерновых и подсолнечника превысили рекомендуемые для нашей зоны уровни
соответственно на 3.3 % и 1.2 %.
Наряду с этим сложное финансовое положение
практически всех предприятий аграрной сферы не позволило им соблюдать
научно-обоснованные технологии возделывания культур: нарушались оптимальные
сроки проведения работ, не выдерживались рекомендуемые дозы внесения
минеральных удобрений и т.д.
Совокупное влияние указанных факторов, в конечном
итоге, и предопределило снижение экономической эффективности использования
земельных ресурсов.
Таблица 2
Экономическая эффективность использования
земельных ресурсов в сельскохозяйственных предприятиях Воронежской области.
Показатели
|
1990 г.
|
1995 г.
|
1996 г.
|
1997 г.
|
Урожайность, ц/га
зерновых
|
26.0
|
10.6
|
14.7
|
20.1
|
подсолнечника
|
10.0
|
13.6
|
8.3
|
10.0
|
сахарной свеклы
|
235.0
|
187.0
|
138.0
|
115.0
|
Валовой сбор, тыс. т
зерна
|
3739
|
1456
|
1997
|
2805
|
подсолнечника
|
212
|
381
|
233
|
291
|
сахарной свеклы
|
4747
|
2835
|
2124
|
1729
|
Выход продукции на 100 га пашни, ц зерна
|
1197
|
519
|
681
|
967
|
подсолнечника
|
68
|
136
|
79
|
100
|
сахарной свеклы
|
1520
|
1010
|
724
|
596
|
Устойчивое снижение эффективности производства
наблюдается по сахарной свекле: урожайность этой культуры в 1997 году по
сравнению с 1990 годом снизилась в 2 раза, а валовой сбор - в 2,6 раза. По
зерновым культурам и подсолнечнику эта тенденция не столь выражена.
Исследования современного состояния и использования
земельного фонда Воронежской области в части земель сельскохозяйственного
назначения позволило выявить основные направления совершенствования процесса
управления земельными ресурсами:
- усиление контроля за процессом вывода земель из
сельскохозяйственного производства;
- оптимальное планирование использования земель с
учетом соблюдения научно-обоснованных требований и рекомендаций;
- совершенствование механизма регулирования
земельных отношений;
- создание единого информационного пространства
региональных АПК, подчиненного задачам повышения эффективности использования
земельных ресурсов в его структурных подразделениях.
Для принятия эффективных решений по управлению
земельными ресурсами необходимо на государственном уровне определить объемы
инвестиций для планомерного проведения работ: по инвентаризации земель,
комплексному обследованию земельного фонда, оценке земель для совершенствования
действующей системы платежей за землю, по созданию автоматизированной системы
ведения земельного кадастра.
Придавая важное значение сохранению продуктивного
потенциала земельных ресурсов и особенно на ценных землях, необходимо
разработать новый механизм осуществления государственного контроля за
использованием и охраной земель, обеспечивающий ответственность за рациональное
использование земли в соответствии с целевым назначением и эффективное ведение
сельскохозяйственного производства.
В третьей
главе -
"Разработка и использование информационного обеспечения управления
земельными ресурсами" - обосновывается последовательность проектирования
автоматизированной системы управления земельными ресурсами, порядок формирования
технологического, организационного, информационного, программного, технического
и кадрового обеспечения данной АИС. Раскрывается возможность использования
данных, содержащихся в информационном фонде системы, для обоснования
мероприятий по повышению эффективности использования земельных ресурсов.
Информационным базисом процесса управления
земельными ресурсами служит кадастровая информация, которая и является ядром
информационного фонда системы, обеспечивающей реализацию функций управления
данным ресурсом.
Объективная информация о земельных ресурсах, их
количественных, качественных и правовых характеристиках необходима региональным
органам управления. В полноте и достоверности этой информации заинтересованы и
субъекты этих отношений - коллективные и индивидуальные землепользователи,
арендаторы и владельцы земельных участков.
Исходя из проведенного анализа, для создания данной
системы нами предполагается следующий методический подход к формированию
технологического, организационного, информационного, программного, технического
и кадрового обеспечения информационных систем, использующихся в
землеустроительных органах.
Поскольку структура землеустроительных органов
является иерархической, то и иерархия автоматизированных информационных систем
(АИС) должна быть аналогичной.
Основным звеном системы, где происходит обработка
первичных потоков данных, обобщение, анализ, принятие решений, хранение, а
также удовлетворение основных информационных запросов, является районный
уровень. Первоначальное заполнение и пополнение районной кадастровой базы
данных производят комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, а также
территориальные институты системы ЦЧОНИИ гипрозем, ТИСИЗы, Институты
мониторинга земель и экологии и т.д. Силами комитетов производится ввод в базу
данных текущих изменений, происходящих в составе земель, их качественном
состоянии и использовании в целях обновления базовых кадастровых данных.
Областной уровень АИС формируется данными,
полученными из районов по каналам связи. При этом данные районного уровня обобщаются
и создается банк данных о наличии и качественном состоянии земельных ресурсов
области, который используется для анализа состояния и динамики изменения
земельного фонда и принятия решений по управлению земельными ресурсами на
региональном уровне. Информация областного уровня представляется вышестоящим
органам.
В качестве информационного обеспечения
программно-аппаратного комплекса, функционирующего на уровне района,
предлагается разработанный и реализованный нами проект автоматизированной
информационной системы управления земельными ресурсами.
При проектировании способов и методов организации
информационных массивов проведен анализ фонда информации, хранящийся в
землеустроительных органах, выявлены связи и особенности хранения и выборки
различной информации. На основе проведенного
анализа были определены иерархия данных и необходимый набор показателей,
формирующих информационный фонд системы районного уровня: учетная информация о
землепользователях; информация о правовом статусе земельных участков;
информация о качественных и количественных характеристиках земельных участков
по видам угодий и категориям земель; графическая информация; информация
внутреннего документооборота организации.
При разработке алгоритма функционирования системы
были учтены: квалификация конечных пользователей; надежность хранения информации; сетевой (многопользовательский)
режим работы; требования к защите информации от несанкционированного доступа;
возможность настройки на использование различного оборудования; необходимость
стандартизации форм входных, выходных и промежуточных документов и возможности модификации выходных форм и
алгоритмов работы при изменении форм отчетности.
В предлагаемой информационной системе имеется
встроенная контекстно-зависимая система помощи, которая позволяет работать с
ней даже неквалифицированным пользователям.
Защита информации от несанкционированного
использования реализована в трех уровнях. Первый уровень выполняется при входе
в систему путем регистрации операторов. Второй уровень защиты выполнен в виде
привязки программы к конкретному компьютеру. Третий уровень защиты информации
реализован в виде шифрования базы данных.
Предлагаемая информационная система была реализована
в виде автоматизированного рабочего
места специалиста землеустроительной службы и имеет следующие функциональные
возможности:
хранение
информации о землепользователях в виде баз данных. О каждом землепользователе
хранится юридическая информация (наименование, адрес, кадастровый номер,
паспортные данные); правовая информация (регистрационные документы, документы
на участки с особым режимом использования, документы о сделках с земельными
участками, землеустроительные дела, связанные с данным участком, данные для
налоговой инспекции); площади участков по видам угодий и видам пользования с
классификацией по учетной форме 22 и ее приложений; геодезические координаты
участков;
ввод
только исходных данных с автоматическим вычислением итоговых полей;
быстрый
поиск необходимой информации и вывод ее на печать;
печать
списка землепользователей для налоговой инспекции;
оформление
документов на право пользования с вычерчиванием плана участка в заданном
масштабе и с одновременной регистрацией их реквизитов в базе данных;
хранение
и вывод графической информации о каждом землепользователе;
выборка
информации для составления годового отчета, баланса земель и других справок.
Печать экспликации земель по утвержденной форме 22 и всех ее приложений для
предоставления в вышестоящие органы;
введение
в базу данных нормативных актов и инструктивных материалов законодательных и
исполнительных органов различного уровня;
конвертирование
собственных баз данных в другие форматы для обеспечения совместимости с другими
программами;
разделение
доступа и защита от несанкционированного доступа и копирования.
Для интеграции данных на региональном уровне была проведена генерализация реквизитов,
содержащихся в системе районного уровня, и разработаны состав и структура
информационного фонда АИС области. К основным функциям данной системы добавились
функции слияния данных и проведения обобщающего анализа.
Данная система располагает информацией, которая
может быть использована как землеустроительными органами, так и конкретными
землепользователями при обосновании мероприятий по повышению эффективности
управления земельными ресурсами. Наиболее предпочтительным при реализации таких
задач является использование методов экономико-математического моделирования,
позволяющих получать оптимальные решения на основе многовариантных постановок.
Ряд экономико-математических задач, связанных с
управлением земельными ресурсами, в настоящее время уже используется на
практике. В то же время некоторые направления остаются нереализованными.
Так, традиционные системы севооборотов
рассчитываются на стабильную структуру посевных площадей, принятую на
определенную перспективу. Однако, на практике, в силу возникающих
неблагоприятных погодно-климатических условий, снижения энерговооруженности
хозяйств, изменения конъюнктуры рынка, структура посевов и их размещение, как
правило, претерпевают частые изменения, и землевладельцу ежегодно приходится
рассматривать собственные варианты размещения сельскохозяйственных культур,
существенно отличающиеся от намеченного севооборота. При этом следует иметь в
виду, что даже в случае полного освоения севооборотов, невозможно получить максимальный
урожай из-за, того, что культуры, более требовательные к почвам, будут в результате
ротации попадать на те участки, где почвенно-экологические условия для них не
совсем благоприятны.
На основании земельно-оценочных данных, хранящихся в
информационной системе, появляется возможность определять такое оптимальное
динамическое размещение сельскохозяйственных культур по рабочим участкам,
которое обеспечивало бы наиболее рациональное чередование культур, в
зависимости от типа почв и предшественников за несколько лет.
При этом выполняются условия рационального
использования земельных ресурсов при строгом соблюдении агротехнических
требований. В качестве критерия оптимальности выступает интегрированный
показатель экспертной оценки размещения культур.
Решение задачи на примере одного из подразделений
ТОО "Большевик" Ольховатского района Воронежской области позволило
получить прогнозные варианты динамически изменяющейся структуры посевных
площадей. С целью повышения объективности исследования сопоставление проектных
вариантов размещения культур с уже существующим в освоенном севообороте и
сравнительная оценка их экономической эффективности проводились за весь период
ротации севооборота. Поскольку некоторые культуры, размещаемые в севообороте,
не являются товарными, то сравнение эффективности вариантов производилось по
показателю выхода валовой продукции в сопоставимых ценах 1994 года. Это
позволило абстрагироваться от скачкообразного изменения цен на конечную
продукцию сельскохозяйственного производства и на ресурсы, необходимые для его
осуществления.
Таблица 3
Эффективность проектных решений
Показатели
|
Фактически
|
Предлагаемый вариант
|
Отклонение
|
руб.
|
%
|
Стоимость валовой продукции, руб.:
за период ротации
|
1 782 908
|
1 850 173
|
67 265
|
103,9
|
в среднем за год
|
297 151
|
308 362
|
11 211
|
103,8
|
на 1 га. Пашни
|
397
|
413
|
16
|
104,0
|
Предлагаемый вариант решения обеспечивает рост
объемов производства продукции только за счет дифференцированного размещения
культур. В случае необходимости в данной задаче может использоваться второй
критерий оптимальности, позволяющий максимизировать сумму прибыли. В этом
случае результаты решения будут определяться различными вариантами прогноза
конъюнктуры рынка.
Продолжающийся аграрный кризис поставил практически
все сельскохозяйственные предприятия на грань элементарного выживания, когда
чисто экономические проблемы заслонили собой все другие. Но определение
оптимальных параметров аграрных формирований на перспективу требует
использования комплексного подхода к решению данной проблемы, когда наряду с
задачей достижения максимальной экономической эффективности производства,
рассматриваются возможности решения проблемы повышения экологической
устойчивости землепользования сельскохозяйственных предприятий. Исходя из
этого, задача состоит в выборе такого варианта развития предприятия, который
наиболее полно сочетал бы в себе как обеспечение стабильного экономического
положения землепользователя, так и создание устойчивой экологической
обстановки.
Оптимизация землепользования, проводимая в целях
совершенствования экологии хозяйствования, предполагает количественную и
качественную оценки факторов, всесторонне характеризующих экологическую
подсистему функционирующего предприятия.
Используемый методический подход к реализации
поставленной задачи основан на ее решении в два этапа. На первом этапе в
качестве критерия оптимальности принимается максимизация суммы прибыли от
хозяйственной деятельности предприятия. На основе полученных в ходе реализации
экономико-математической задачи оптимальных параметров хозяйства и реальных
данных о его землепользовании проводится комплексная оценка экологической
устойчивости в разрезе отдельных факторов ее формирования. На втором этапе в
качестве критерия оптимальности выбирается максимизация совокупности оценок
экологической устойчивости территории.
Реализация тестовых примеров позволила выявить
тенденции, проявляющиеся при оптимизации структуры
производства в сельскохозяйственных предприятиях с учетом создания максимально
устойчивых экосистем. Так, происходит сокращение площади пашни,
которая трансформируется либо в
сенокосы или пастбища, либо используется для создания дополнительных лесных
насаждений, что позволяет увеличить плотность экотонов до нормативных значений
и повысить степень облесенности территории. Изменение структуры угодий ведет к
стабилизации тенденции повышения экологической устойчивости агроландшафта, а в
севооборотах возрастает удельный вес культур с наибольшими коэффициентами
устойчивости к ветровой и водной эрозии. Размещение полей почвозащитных
севооборотов происходит на рабочих участках с наименьшей экологической устойчивостью
рельефа. Трансформация земельных угодий позволяет существенно повысить экологическое
разнообразие (мозаичность) территории агроландшафта;
Наряду с этим, следует отметить, что общее
сокращение площади пашни, за счет трансформации ее в другие виды угодий,
приводит к сокращению общих объемов производства основных видов продукции.
Происходит сокращение площадей посева наиболее доходных сельскохозяйственных
культур с наименьшими значениями коэффициентов противоэрозионной устойчивости
(например, сахарной свеклы). Возрастание объемов капиталовложений на проведение
мероприятий по повышению экологической устойчивости земельных угодий ведет к
увеличению общей суммы материально-денежных затрат по сельскохозяйственному
предприятию.
Несомненным является наличие положительного влияния
роста экологической устойчивости на отдачу каждого гектара угодий и на качество
производимой продукции. Экологическая устойчивость агроландшафта создает
объективные предпосылки повышения устойчивости и всего сельскохозяйственного
предприятия.
Действительно, изменение общего объема производства
не может служить единственным критерием оценки эффективности производства.
Гораздо более важным показателем является отдача единицы каждого вида угодий.
Одним из основных факторов, определяющих его рост, и является экологическая
устойчивость исследуемого агроландшафта. На определенном этапе создания
устойчивой экосистемы произойдет выравнивание экономической и экологической
ситуации, а затем, когда максимально устойчивая экологическая система в
землепользовании будет создана, экономические условия в нем приобретут
устойчивый динамичный характер, а производство будет эффективным как с точки
зрения экономики, так и экологии хозяйствования.
При определении экономического эффекта от внедрения
автоматизированной информационной системы учитывались: прямой эффект,
выражающийся в снижении трудоемкости и стоимости обработки данных в связи с
автоматизацией вычислительных работ и косвенная эффективность, выражающаяся в
более совершенном осуществлении функций управления специалистами
землеустроительных органов в результате автоматизации информационных процедур,
выработки более качественных управляющих решений в более короткие сроки. Сумма
экономического эффекта за период с 1991 по 1997 гг., подтвержденная актом о
внедрении, только в Миллеровском районе Ростовской области составила более 360
тысяч рублей (в ценах 1998 г.).
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1.
Земельная
реформа, проводимая в России, сущность которой заключалась в денационализации
земли с последующей ее приватизацией, децентрализации и возникновении
множественности форм права собственности на землю, способствовала появлению и
развитию различных организационно-правовых форм сельскохозяйственных и агропромышленных
предприятий, но не обеспечила их эффективного функционирования.
2.
Государственную
земельную политику следует подчинять не решению задачи изменения форм земельной
собственности, а формированию комплекса факторов, обеспечивающих сохранность
земель, их эффективное использование. Опыт реформирования аграрных предприятий позволяет
утверждать, что смена организационно-правовых форм хозяйствования сама по себе
не может обеспечить рост эффективности производства. При этом реализация идеи
превращения крестьян в собственников земли через наделение их земельными долями
не вызвала повышения заинтересованности работников в результатах коллективного
труда.
3.
Являясь
объектом управления, земельные ресурсы, в свою очередь, влияют на формы и
методы управления этими ресурсами. Они определяют состав и объем информации,
необходимой для управления ими. Содержание многих функций управления сельскохозяйственным
производством и организационная структура управления изменяются в зависимости
от таких свойств земли, как размер, протяженность, конфигурация землепользований,
поскольку земля в сельскохозяйственном производстве выступает в качестве
пространственного базиса.
4.
Организация
управления, по своей внутренней сущности, является информационным процессом, то
есть, единые для всех систем свойства управления основаны на наиболее общих
законах получения, хранения, преобразования и передачи информации. Эффективность
управления в определяющей степени зависит от качества его информационного обеспечения.
Создание целостной, эффективной и гибкой системы управления невозможно без
комплексной автоматизации всех информационных процедур.
5.
Автоматизация информационных процессов, возникающих при
управлении агроэкономическими системами и земельными ресурсами в частности,
должна базироваться на использовании автоматизированных информационных систем.
6.
Внедрение
геоинформационных систем требует значительных материальных затрат на
приобретение технических средств и создание информационного фонда, наличия
высококвалифицированных специалистов для их эксплуатации, что является сдерживающим
фактором информатизации землеустроительных органов. В то же время, разработанная
нами альтернативная информационная система, реализующая основные функции
управления земельными ресурсами, адаптирована к условиям районных
землеустроительных служб и использованию уже существующего информационного фонда.
7.
Анализ
использования земельного фонда Воронежской области позволяет сделать вывод об
ухудшении качественного состояния земель, физико-химических и биологических свойств почвы, усилении
эрозионных процессов, нарушении экологического равновесия.
8.
Исследования
динамики и структуры посевных площадей выявили опережающие темпы их снижения по
отношению к темпам сокращения площади пашни. Так, если площадь пашни
сократилась за анализируемый период на 7.1 %, то посевные площади - на
23 %. В 1997 году более 24 % пашни не использовалось под посевы.
Проявилась четкая тенденция перенасыщения севооборотов товарными, но менее
трудоемкими и фондоемкими культурами. Удельные веса зерновых и подсолнечника
превысили рекомендуемые для нашей зоны уровни соответственно на 3.3 % и
1.2 %. Наблюдается устойчивое снижение эффективности сельскохозяйственного
производства.
9.
Информационным
базисом процесса управления земельными ресурсами служит кадастровая информация,
которая является ядром информационного фонда систем, обеспечивающих реализацию
функций управления данным ресурсом.
10.
Информационная
система управления земельными ресурсами должна быть построена по иерархическому
принципу (район-область-республика). Для организации единого информационного
пространства и интеграции в него данной системы предлагается создание
корпоративных сетей и использование возможностей сети Интернет.
11.
Разработанная информационная система располагает данными,
которые могут быть использованы как землеустроительными органами, так и
конкретными землепользователями при обосновании мероприятий по повышению
эффективности управления земельными ресурсами.
12.
Для
определения дифференцированного размещения сельскохозяйственных культур по
рабочим участкам, которое обеспечивало бы рациональное чередование культур в зависимости от типа почв и
предшественников за несколько лет, предлагается использовать разработанную нами
методику моделирования динамического изменения структуры посевных площадей.
13.
Оптимизация
землепользования, проводимая в целях совершенствования экологии хозяйствования,
должна проводиться в два этапа. На первом этапе в качестве критерия
оптимальности принимается максимизация суммы прибыли от хозяйственной деятельности
предприятия. На втором этапе в качестве критерия оптимальности выбирается максимизация
совокупности оценок экологической устойчивости территории. С созданием устойчивой
экологической системы в землепользовании экономические условия функционирования приобретут устойчивый
динамичный характер и производство будет эффективным как с точки зрения
экономики, так и экологии хозяйствования.
По теме
исследования опубликованы следующие работы:
1. Прогнозирование
дифференцированного размещения сельскохозяйственных культур на основе
применения ЭВМ и ЭММ// Проблемы собственности на землю, землепользования и
землеустройства в условиях различных форм хозяйствования на земле: Сборник
научных трудов. - Харьков, 1992 (в соавторстве)
2. Выбор оптимального варианта
размещения сельскохозяйственных культур по полям севооборотов// Использование
земельного фонда в рыночных отношениях: Сборник научных трудов Харьковского
СХИ.- Харьков,.1992 (в соавторстве)
3. Компьютеризация учебного
процесса по курсу "Землеустроительный кадастр"// Научные аспекты
формирования интеллектуальной собственности специалистов АПК России: Тезисы
докладов научной и учебно-методической конференции профессорско-преподавательского
состава, научных сотрудников и аспирантов ВГАУ. - Воронеж, 1993 (в соавторстве)
4. Дифференциация использования
земельных ресурсов в целях производства экологически чистой продукции// Тезисы
докладов международной научно-практической конференции. - Воронеж, 1995 (в
соавторстве)
5. Компьютеризация учебного
процесса по курсу дисциплины "Автоматизация земельного кадастра"//
Материалы конференции: Информационные технологии в учебном процессе и НИР. -
Воронеж, 1995 (в соавторстве)
6. Методика проведения
эколого-экономической оценки территории сельскохозяйственных предприятий на
персональном компьютере// Материалы конференции: Информационные технологии в учебном процессе и НИР. - Воронеж,
1995 (в соавторстве)
7. Информационное обеспечение
землеустроительных органов// Резервы стабилизации аграрного производства. -
Воронеж, 1994 (в соавторстве)
8. Региональные проблемы
развития землеустройства// Информационное обеспечение рационального
использования земель. - Воронеж 1996 (в соавторстве)
9. Справочное пособие
землеустроителя. - Воронеж, 1996 (в соавторстве)
10.
Информатика:
Учебник для агроэкономических специальностей. - Воронеж: ВГАУ, 1997 (в
соавторстве)
11.
Технология
комплексной инвентаризации земель сельских населенных пунктов// Современные
проблемы землепользования Центрального Черноземья России (землеустройство,
кадастр и мониторинг земель). - Воронеж, 1997 (в соавторстве)
12.
Проблемы
информационного обеспечения землеустроительных органов// Проблемы и перспективы
развития АПК в условиях рыночных отношений: тезисы докладов 50 научной
конференции студентов и аспирантов 16-17 апреля 1198 г. - Мичуринск, 1998
13.
Учет
факторов загрязнения почв при дифференцированном размещении сельскохозяйственных
культур// Проблемы и перспективы развития АПК в условиях рыночных отношений:
тезисы докладов 50 научной конференции студентов и аспирантов 16-17 апреля 1198
г. - Мичуринск, 1998 (в соавторстве)
14.
Система
информационного обеспечения процесса управления земельными ресурсами// Проблемы
современного управления в АПК: материалы юбилейной научно-практической
конференции. - Воронеж, 1998.
15.
Методические
указания по проведению лабораторно практических работ по
экономико-математическому моделированию для студентов землеустроительного факультета.
Воронеж, 1998. (в соавторстве)
|